Сеид Кул Шариф (Qolşərif, Колшәриф)

0

Сеид Кул Шариф Потомки пророка Муххамада (мир ему и благословение Аллаха), которые были в родовой линии, уходящей к его внуку Хусейну, у мусульман называются сеидами. Кул Шариф также был сеидом, его род возводился к Мухаммаду. То есть Кул Шариф – прямой потомок пророка Мухаммеда (мир ему и благословение Аллаха) Современные историки недавно обнаружили и опубликовали генеалогию сеидов Шакуловых, которые были из Касимовского ханства. Литературовед М.И.Ахметзянов показал таким образом, что данная геология действительно восходит к Мухаммаду и Хусейну. Вследствие этого, Кул Шарифа причислили к сеидам.

Сеид Кул Шариф(тат. Qolşərif, Колшәриф) — имам, религиозный деятель XVI века, поэт, возглавивший оборону одной из частей города Казань в октябре 1552 года против войск Ивана Грозного.

Казань защищалась 41 день. Оборону Казани историки считают героической. Немногим более 30 тыс.воинов и конницы Епанчи противостояли 150-тысячному войску Ивана Грозного с новейшими техническими вооружениями.

Последний царь Казани Едигер-Хан (1552 г.) и глава духовенства так воодушевили Казанцев, что никто в городе и не помышлял о сдаче города.

Печальный вид представляла собой Казань после того, как окончилась сеча, не прекращавшаяся на улицах города до позднего вечера. В неравном бою погибли все его защитники.

Столица Казанского ханства лежала в руинах и пожарищах.

Во время штурма Казани войсками Ивана Грозного Сеид Кул Шариф был одним из руководителей обороны. Со своими учениками он оказал упорное сопротивление и геройски погиб. Погибли и все его ученики. Мечеть была сожжена и разрушена. От прекрасной многоминаретной мечети Казани, горделиво возвышавшейся на гребне холма, не остается камня на камне.

В своем исследовании видный татарский ученый, просветитель, философ Ш.Марджани писал, что в крепости (Кремле) была восьмиминаретная главная (соборная) мечеть, во главе которой стоял сеид Шарифкол, пользующийся уважением, почетом религиозный деятель, ученый, поэт, дипломат. Четыре столетья тому назад легендарная многоминаретная мечеть Кул Шариф украшала столицу Казанского ханства, поражая всех своим великолепием, изящностью, красотой, богатой библиотекой. Она была центром религиозного просвещения и развития наук Среднего Поволжья XVI столетия. Названа она так в честь ее последнего имама сеида Кул Шарифа.

Кул Шариф — это историческая личность, имя которого золотыми буквами вписано в истории татарского народа. Он был поэтом. До нас дошли несколько стихотворений и одна поэма. Они вошли в сборник, составленный литературоведом А.Шариповым и изданным в 1997 году в татарском книжном издательстве под названием «Жизнь жестока, жизнь прекрасна…»

Кул Шариф был видным государственным деятелем, умелым дипломатом. В русских летописях его имя упоминается как один из влиятельных и уважаемых религиозных деятелей. Когда трон занял Ядегер-Хан, Кул Шариф вошел в состав правительства и активно участвовал в повседневных делах ханства.

После смерти своего отца Мансура в 1546 году он назначается предводителем религиозных деятелей ханства. Широкообразованный, нравственно чистый и честный человек, он пользовался огромным уважением у себя на родине. Он на своем белом коне любил проезжать по улицам города. Казанцы в знак глубокого уважения восторженно приветствовали его, глубоко преклоняясь ему. Даже хан при встрече слезал со своего коня, целовал подол его чапана, желал ему здоровья.

Кул Шариф пользовался уважением и за рубежом. В этой связи знаменательно признание Ш.Марджани в том, что русские князья, поддерживая связи с казанскими ханами, присылали ему персональные письма, а также подарки.
И гибель его была поистине героической. За время самых тяжелых дней для нашего народа Кул Шариф руководил группой мулл и шакирдов, оказавших отчаянное сопротивление против захватчиков. Последние вошли в Кремль через его труп. Об этом свидетельствует отнюдь не симпатизирующий к татарам русский государственный деятель А.М.Курбский: «Сказание князя Курбского», изд.второе. — 1842 год, — 33 стр.

Исследователь истории Казани М.Худяков отмечал, что в 1552 г. главой духовенства являлся сын Мансура Кул Шариф. Он считался первым лицом в государстве и в моменты междуцарствия, и в силу своего высокого положения становился во главе временного правительства. Он выполнял и дипломатические поручения. Дипломатические поручения требовали от него выдающейся образованности, глубокого ума и широкого опыта (очерки по истории Казанского ханства, Казань, 1923, стр.152).

Наш народ веками хранил память о славном сыне, защитнике интересов своего народа. О нем слагаются стихи, песни, его образ воссоздан в исторических романах.

В годы развернувшейся демократии общественность подняла вопрос о восстановлении мечети Кул Шариф. Идя навстречу вековой мечте татарского народа, президент Республики Татарстан М.Ш.Шаймиев в ноябре 1995 года подписал Указ о воссоздании мечети Кул Шариф.
С тех пор в памяти народа живет легендарный образ мечети и ее руководителя сеида Кул Шарифа.

Оставить комментарий

Войти с помощью: 

Вверх

Вниз