Шпионские страсти на КАМАЗе: чертежи ценой в 270 млн чуть не уплыли в Китай

0

Жертвой дерзких ограблений стало ООО «ЦФ КАМА» — созданное в 2005 году СП КАМАЗа и немецкой ZF Friedrichshafen AG по производству трансмиссий и коробок передач

Подробности недавней резонансной спецоперации полиции и ФСБ стали известны «БИЗНЕС Online». Оперативники задержали группу челнинцев, которые с июля 2014 года вывозили с одного из СП КАМАЗа комплектующие, а потом, случайно похитив и чертежи, пытались продать за рубеж. За схемой стояла та же банда, члены которой некогда избили молотками в то время директора ЗМА Васила Каюмова. Между тем, по оценкам экспертов, Китай и Индия становятся все более серьезными конкурентами гаражных умельцев автограда.

СЛУЧАЙНАЯ КРАЖА КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ

Первое скупое сообщение о том, что в результате совместной работы службы безопасности ПАО «КАМАЗ», УФСБ РФ по РТ и органов МВД по РТ пресечена деятельность преступной группы, совершавшей хищения в одной из дочерних компаний КАМАЗа, еще 16 октября распространила пресс-служба самого автогиганта. Однако раскрывать какие-либо подробности там отказались, переадресовав запрос в силовые структуры. В конце октября завесу тайны над операцией приоткрыло МВД по РТ, однако полностью картину «БИЗНЕС Online» удалось установить благодаря своим источникам в силовых структурах.

Как выяснилось, серией дерзких ограблений напомнили о себе члены ОПС «48-й комплекс». Жертвой стало ООО «ЦФ КАМА» — созданное в 2005 году СП КАМАЗа и немецкой ZF Friedrichshafen AG по производству трансмиссий и коробок передач. По версии следствия, в преступной схеме участвовали «несуны» — работники предприятия, которые с июля 2014 года вывозили с территории детали. Сначала — в тайниках служебных автомобилей, а затем — и в открытую, договорившись с охраной на КПП.

Дело спорилось, а объемы продаж были так велики, что для организации сбыта в Челнах было открыто аж три магазина. МВД по РТ сообщало, что доказанный ущерб составил всего 5 млн. рублей. Однако, по-видимому, это лишь стоимость изъятых запчастей. Чтобы установить окончательную сумму хищений, полицейские сейчас проводят бухгалтерскую ревизию.

В преступной схеме участвовали «несуны» — работники совместного предприятия, которые вывозили с территории детали

Особый интерес к делу связан с тем, что помимо банального воровства материальных ценностей члены ОПС подозреваются в гораздо более интригующем преступлении — краже коммерческой тайны. По данным наших источников, сотрудники завода вместе с запчастями однажды прихватили три комплекта конструкторской и технологической документации. На ее основе СП производило коробки передач для автомобилей. Интересно, что стоимость этих разработок сами немцы оценивают в огромную сумму — 270 млн. рублей (МВД по РТ сообщает о 150 млн.).

Похоже, воры осознали ценность похищенного — по нашим сведениям, они занялись активными поисками крупного покупателя аж в Китае, что, впрочем, не помешало продать пиратскую копию бумаг одному из челнинских умельцев, который занимался нелегальным изготовлением комплектующих. Стоимость сделки оказалась чисто символической — 3 тыс. рублей. Предприниматель даже начал мастерить в гараже одну из деталей коробки передач, но бизнес накрыли сотрудники правоохранительных органов.

Преступники вынесли также конструкторскую и технологическую документацию. Стоимость разработок немцы оценивают в огромную сумму — 270 млн. рублей

Преступники вынесли также конструкторскую и технологическую документацию. Стоимость разработок немцы оценивают в огромную сумму — 270 млн. рублей

Продажа российско-немецкой технологии стала поводом для возбуждения отдельного уголовного дела по признакам состава преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 183 УК РФ («Незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую тайну, причинившие крупный ущерб»). За это им грозит 10 лет лишения свободы — ровно столько же, сколько за кражу самих запчастей. После возбуждения уголовного дела активные участники группировки вместе с выполнявшими их поручения рабочими завода были задержаны. Первоначально полиция сообщала о 7 задержанных, но затем их число расширилось.

«ЧУТЬ ЛИ НЕ ЦЕЛЫЕ АВТОМОБИЛИ В ГАРАЖАХ СОБИРАЮТ ИЗ ЗАПЧАСТЕЙ ОТ СЕРЫХ ПОСТАВЩИКОВ»

По данным экспертов, опрошенных «БИЗНЕС Online», многие государства проявляют интерес к разработкам КАМАЗа, но о фактах коммерческого шпионажа до этого случая им не было известно, да и вряд ли предприятие будет их афишировать. «Традиционно камазовскими разработками интересуются Китай и Польша, — рассказал председатель правления ассоциации машиностроителей Набережных Челнов Сергей Майоров. — Польша делает много автокомпонентов для «КАМАЗа», которые идут на вторичный рынок. Если говорить о ближнем зарубежье, то это Украина».

Сергей Майоров: ««Профессиональный водитель «КАМАЗа» никогда не купит серую деталь — он понимает, что речь идет о собственной безопасности»

Майоров добавил, что вторичный рынок запчастей делится на цивилизованный и серый. «На легальном вторичном рынке реализуются автокомпоненты высокого качества, их чертежи утверждены зачастую через НТЦ КАМАЗа, — уточнил эксперт. — Серый же рынок — это копии запчастей непонятного качества, он, к сожалению, существует и вредит автопроизводителям, потому что в погоне за дешевизной кто-то предпочитает серые запчасти. Естественно, эти компоненты быстро выходят из строя, что сказывается на безопасности автомобиля».

С производителями серых КАМАЗ ведет беспощадную борьбу, но это все равно что пытаться препятствовать торговле наркотиками на улицах: пока есть спрос, будет предложение. «Профессиональный водитель «КАМАЗа», который сам обслуживает свой автомобиль, никогда не купит серую деталь — он понимает, что речь идет о собственной безопасности», — подчеркнул Майоров.

В числе основных игроков серого рынка называют прежде всего гаражных мастеров Набережных Челнов и других городов России, Индию и Китай. «Достаточно посмотреть любую выставку автокомпонентов, китайские компании с камазовскими запчастями всегда на них присутствуют, — заметил Майоров. — К примеру, мы были на «Комтрансе», на MIMS — китайцы спокойно выкупают стенды, выставляют «свои камазовские» запчасти и торгуют ими. Чтобы такую торговлю пресечь, кто-то должен сигнализировать автопроизводителю, отследить всех серых продавцов достаточно сложно».

альт

На основе похищенной документации СП производило коробки передач для автомобилей

В интересе к разработкам КАМАЗа со стороны производителей автозапчастей, предпочитающих держаться в тени, не сомневается и гендиректор ЗАО «Камский завод электронных компонентов» Сергей Шулико. «Насколько теневой рынок производства запчастей для «КАМАЗа» большой, я оценить не возьмусь, но знаю, что он есть, — сообщил Шулико «БИЗНЕС Online». — По разговорам, чуть ли не целые автомобили в гаражах собирают из запчастей от серых поставщиков».

«Если это совсем новейшие разработки, то не исключу, что они были бы интересны и ведущим компаниям, — рассуждает собеседник издания. — Но только интересны они сами по себе. На самом деле не думаю, что кто-то из них решился бы на такую сделку, так как у них самих очень мощные инженерные службы. Поэтому, по моему видению, в первую очередь можно говорить об интересе азиатских производителей — на рынке есть немало запасных частей к «КАМАЗам» индийского или китайского производства, а также других стран».

подпись

Одно из самых влиятельных в автограде ОПС «48-й комплекс» возникло в одноименном микрорайоне в 1997 году

ВЫХОД НА СЦЕНУ ПОЗАБЫТОГО ОПС

Не менее любопытный аспект этого дела — выход из тени некогда одного из самых влиятельных в Набережных Челнах ОПС «48-й комплекс», которое возникло в одноименном 48-м микрорайоне автограда в 1997 году. Дело в том, что приговор 15 участникам этой группировки был вынесен Верховный судом РТ еще в 2008 году. Однако его создатель Рауль (Равиль Салимов) до сих пор находится в розыске.

Участники ОПС обвинялись в четырех убийствах, а также покушениях и вымогательствах и были признаны виновными во всех инкриминируемых им преступлениях, в том числе по ст. 210 УК РФ («Организация и участие в преступном сообществе»). Под контроль «сороквосьмовских» попали многие коммерческие структуры: ночные стоянки, продовольственные рынки, магазины. Тех, кто не хотел платить и вступал в конфликт, ждали серьезные проблемы. Так, бизнесмен Сергей Стрелецкий, не поделивший с братками один из рынков, был убит.

7[1]

В 2008 году Верховный суд Республики Татарстан вынес приговор 15 членам ОПГ «48-й комплекс»

Разумеется, в сфере интересов группировки был и автомобильный бизнес. Не случайно в 2000 году «48-й комплекс» покушался на генерального директора завода микролитражных автомобилей, а ныне замгендиректора КМПО Васила Каюмова. Нападение на него было совершено в подъезде, несколько человек били его молотками по голове.

Аресты членов ОПС «48-й комплекс» начались в 2004 году после попытки вымогательства ими 7 млн. рублей у владельца автосервиса. Всем подсудимым, как и просило на прениях гособвинение, было назначено наказание в виде лишения свободы в колонии строгого режима: Рамилю Салимову (брату Рауля) — 15 лет, а остальным — от 7,5 до 23 лет.

После этого про ОПС «48-й комплекс» ничего не было слышно — вплоть до вышеописанного эпизода.

Оригинал статьи: Бизнес Онлайн

Оставить комментарий

Войти с помощью: 

Вверх

Вниз